Как отличить качественный рендер от посредственного - Блог компании DeVision
DeVision Blog

Как отличить качественный рендер от посредственного

База знаний DeVision, Маркетинг и PR

Этим материалом мы хотим помочь руководителям-застройщикам и директорам по маркетингу разобраться, как отличить хороший рендер от плохого и корректно внести правки, не наделав грубых визуальных ошибок. Специалисты студии 3D-визуализации DeVision рассказали, на что в первую очередь нужно обратить внимание при приемке рендеров, какие сейчас есть тренды в архивизе и сколько времени занимает создание качественного 3D-проекта для ЖК.

Как оценить изображение? Для начала оно должно просто привлечь внимание на уровне «нравится/не нравится». Это чисто эмпирическое восприятие, которое невозможно оценить объективно. Если изображение нравится в миниатюре, открывая сам проект, вы можете разобрать его для себя уже более детально. 

Композиция

Композиция на уровне восприятия понятна любому человеку, не имеющему художественного образования — это грамотно выстроенные пропорции изображения. Каждая композиция в конкретном кадре рассчитана под определенные задачи. Существуют базовые правила «третей» и золотого сечения, когда изображение умозрительно делится на три части по вертикали и горизонтали. Главные элементы изображения выставляются на пересечениях этих третей, чтобы привлечь внимание смотрящего, таким образом формируя некую композицию кадра.

В рендерах можно встретить симметричную композицию, когда и линия горизонта, и основной элемент находятся строго по центру изображения. В большинстве случаев эта структура считается проигрышной и редко применяется. Если смотрящему не за что зацепиться взглядом, то композиция кадра точно нарушена — это плохо: внимание блуждает от одного элемента к другому, и зритель не можете сходу найти что-то важное в изображении.

Физика света

Физически хорошо выстроенный свет придает изображению реализма. Зачастую такой рендер даже бывает сложно отличить от фотографии.

Недавно в сети я познакомился с человеком, который пересобрал в 3D-графике картину Ивана Шишкина «Рожь». Этот проект — хороший пример работы над композицией и светом. Качественно выстроенное освещение в проекте сильно влияет на наше восприятие цвета и самого материала.

Давид Арабян, руководитель студии 3D-визуализации DeVision
Картина И. Шишкина «Рожь», tretyakovgallery.ru
Рендер по мотивам картины И. Шишкина «Рожь», Oleksiy Golovchenko (Канада)

Об основах освещения важно знать следующее: у предмета на изображении всегда есть одна освещенная сторона, одна сторона с собственной тенью, а самая глубокая тень на картинке — всегда падающая. Направление освещения влияет на наше восприятие формы. Бывает, что девелопер просит осветить на рендере главный и боковой фасады ЖК таким образом, чтобы солнце попадало на обе стороны дома. Но от этого страдает форма — падающая тень остается за домом, собственные тени здания уходят куда-то в глубину кадра, и объект становится визуально плоским. Мозг смотрящего всегда ищет в изображении объем.

Освещены сразу главный и боковой фасады: рендер Klassic, 3ddd.ru
Освещен только главный фасад: рендер Lidl Office Building, Aarhus, Brick Visual (Венгрия)

Бывает, настолько глубоко нужно проработать освещение, что теряешь грань между виртуальностью и реальностью. Недавно я шел по улице в пасмурную погоду, уткнувшись в землю, на мгновение осмотрелся по сторонам и подумал: «Что за дурак сцену настраивал, где тени?». Потом я понял, что солнца нет, и Вселенная — так себе 3D-визуализатор.

Дмитрий Сысоев, 3D-визуализатор DeVision

Цвет

Когда в рендере есть сильный контраст или пережженность цвета, завышена яркость, сочность (например, трава ярко-салатовая, чего в жизни не бывает), то восприятие объектов в кадре искажается.

Цвета неестественные: рендер Royal Residence, 3ddd.ru
Сбалансированные цвета: рендер KOER | Rotterdam | 1st prize, Vivid-Vision (Польша)

Материалы

Плохие рендеры можно опознать по тайлингу. Тайлинг — это повторение (копирование) текстуры поверхности какого-либо элемента: на фасаде, на земле, траве, асфальте и так далее. Это значит, что дизайнер не заморочился над настройками материала, чтобы тот выглядел более реалистично.

Рендер ЖК с тайлингом, 3ddd.ru
Рендер без тайлинга ЖК Norwood, DeVision (Россия)

Текстуры должны восприниматься человеком так же, как они выглядят в жизни — неоднородно. Конечно же, для коммерческих рендеров не работает история с созданием фасадов в подтеках, покоцанных бордюров и ям на прилегающих дорогах. Тем не менее сделать так, чтобы текстура казалась неоднородной, художник может за счет глубокого изучения разных материалов в реальности. Здесь важна насмотренность визуализатора.

Материал необходимо сделать «физически корректным». Это означает, что требуется не только учесть свойства той или иной поверхности, такие как отражение, прозрачность, объемность и прочее, но и наделить ее уникальностью, «оживить». К примеру, на асфальте мы можем видеть следы от шин, по бокам дороги материал становится более выцветшим, как будто у кромки дороги есть небольшая пыль. Там, где газон стыкуется с бордюром, материал тоже выцветает, как будто трава переходит в землю или песок. Такие детали придают изображению реалистичность, глазу становится приятно.

Давид Арабян, руководитель студии 3D-визуализации DeVision
Хорошая работа с материалами: рендер Educational Centre, Brist UB (Украина)

Детали

Детали — это создание сценария внутри рендера: присутствие людей, деревьев, прорисовка травинок на газоне, расстановка фонарей, лавочек, раскиданные листья по краям дороги. В кадре должна быть какая-то история и движение — взрослые играют с детьми, кто-то подходит к урне, кто-то говорит по телефону, порыв ветра срывает лист с дерева. Если на рендере изображены коммерческие помещения первого этажа ЖК, сценарий тем более важен — из кафе выходят люди, стоят столики, за которыми кто-то сидит, работает бармен и так далее. 

К деталям также относится проработка интерьеров на заднем плане. Например, в окнах ЖК рандомно горит свет, в некоторых видны люди, предметы мебели, красивые люстры, картины, домашние животные. Детали заднего плана — именно то, что отличает современные рендеры от старых 2010-2015 гг.

Рендер 2010 года «Парк отдыха», 3ddd.ru
Современный рендер SOM – 400 Lake Shore Drive, Tomorrow AB (Швеция)

К деталям относится визуализация ЖК в различных временах года и времени суток. Интересно посмотреть на дом вечером, когда горят вывески, гуляют люди под светом фонарей, зимним утром или во время салюта. Свет от витрин ложится на асфальт и променадную зону, восходящее солнце отражается в окнах дома.

Рендеры должны соответствовать климату региона. В Красноярске, где большую часть года лежит снег, нужны зимние  рендеры. К тому же, если во дворе ЖК планируются соответствующие арт-объекты, новогодняя елка или хоккейный корт, такие вещи нужно показать с помощью рендера — это атмосфера.  В Питере часто идет дождь, поэтому рендеры с пасмурным небом — это созвучие с реальностью, и для клиента такая история более правдоподобна. Что касается времени суток, то во многих регионах России большую часть года световой день довольно короткий, поэтому стоит показывать эстетику вечерней подсветки у застройщиков.

Мария Штыкова, директор по маркетингу DeVision
Рендер Old Cotton Factory, DIG group (Польша)

Задача рендера — передать атмосферу, которая не должна быть в диссонансе с реалиями.

На мой взгляд, вечерние и утренние рендеры продают чуть лучше, чем дневные солнечные, хотя именно летние дневные визуализации девелоперам нравятся больше всего. Застройщику кажется, что когда клиент видит радостную картинку с ярким светом и голубым безоблачным небом, ему сразу хочется купить. Но именно вечерние и утренние изображения больше напоминают открытку и заставляют человека дольше их рассматривать, выискивая все новые детали.

Давид Арабян, руководитель студии 3D-визуализации DeVision
Рендер Residential complex in Lviv, behance.net
Рендер ЖК Летний сад в закатном освещении, Mosgraf (Россия)

Хорошие рендеры требуют времени 

Создание стандартного пакета (6-10 ракурсов) хороших рендеров для небольшого ЖК из двух очередей может занимать от 4 до 6 рабочих недель, но в любом случае каждый проект оценивается индивидуально. Если у девелопера, кроме рабочих чертежей, также есть 3D-модель дома, то времени на моделирование затрачивается меньше. Однако зачастую модель, передаваемую застройщиком, необходимо оптимизировать под внутренние стандарты агентства, чтобы с ней было комфортно работать в 3D-пакетах программ. Для создания качественного рендера мало моделировать только ту территорию, на которой находится сам ЖК — необходимо проработать окружающую местность. Это нужно для того, чтобы презентуемый объект на изображениях не выглядел чужеродно — в окнах дома должна отражаться окружающая застройка, объекты инфраструктуры и озеленение.

Для хороших рендеров важно хорошее ТЗ. Идеальный заказчик — это тот, который пишет, какие ракурсы ему необходимы, какое в них должно быть настроение, и какие примерно элементы в каждом кадре он желает увидеть.

Хороший рендер можно испортить

«Сделайте белый чуть белее, зеленый чуть зеленее» — такой правкой можно легко нарушить баланс цвета, контраст рендера и общее восприятие изображения. Белая штукатурка фасада не будет чисто белой даже при прямом попадании солнечных лучей. Однако не все девелоперы это понимают.

Есть риски цветокоррекции: на мой взгляд, лучше сделать нейтральный по цвету рендер, который затем можно скорректировать по желанию застройщика. Бывает, что заказчик просит максимально теплые, желтые картинки, которые смотрятся неестественно, так как материалы искажаются по цветовому восприятию: появляются ненужные блики, теряется фактурность. Тогда рендер выглядит мультяшно.

Анастасия Сeмендяева, 3D-визуализатор DeVision

Задача визуализаторов состоит не только в том, чтобы сделать рендер для застройщика, но и в том, чтобы создать красивое изображение, которым можно гордиться и которое не стыдно показать публике. Девелопер должен получать комплименты своим рендерам. Именно поэтому хорошие художники вряд ли будут давать вредные советы.

Давид Арабян, руководитель студии 3D-визуализации DeVision

Материал подготовлен специально для ЕРЗ РФ

Текст: Екатерина Нечаева