Как российские девелоперы применяют водные решения в ЖК - Блог компании DeVision
DeVision Blog

Как российские девелоперы применяют водные решения в ЖК

Архитектура и проектирование

В мировых жилых комплексах уже не в новинку эффективные и эстетичные водные решения вроде дождевых садов или вади, в то время как российские застройщики из-за исторических и климатических особенностей только начинают осваивать эту практику. DeVision рассказывает, как девелоперы адаптируют водные объекты под суровые российские реалии и во сколько им обходятся эти необычные решения.

Водные МАФы и места их обитания

Все водные объекты, которые девелоперы внедряют в проекты благоустройства дворов, можно разделить на две группы — искусственные и естественные. В числе первых в России особо востребованы сухие фонтаны и бассейны. Ко вторым относят, например, пруды, биодренажные каналы и популярные за рубежом дождевые сады.

Сухой фонтан в ЖК «Сердце столицы» компании «Донстрой»

Девелоперские компании стремятся применять экологичные решения, ориентируясь на опыт европейских стран. Так, при проектировании фонтанов, ручьев и каскадов архитекторы продумывают способы, которые позволяют использовать воду повторно и создают системы замкнутого цикла. Такие решения можно встретить в проектах компании «Брусника» — например, в квартале «Суходольский» и микрорайоне «Шишимская горка» в Екатеринбурге, а также в новосибирском квартале «На Декабристов», чьей визитной карточкой стали искусственные водопады.

Инновационные вади в Тюмени

Тюменский жилой квартал «Октябрьский» находится на территории с богатым природным потенциалом: застройку окружает река, заливные луга и лес. В 1930-е гг. здесь появился деревообрабатывающий комбинат, для сотрудников которого начали возводить малоэтажные дома. Под жилую застройку выбрали место в низине недалеко от реки, однако у такого расположения оказался весомый минус — постоянный риск подтоплений. Чтобы избежать наводнений, советские инженеры предложили обнести территорию валом, однако его конструкция оказалась несовершенной: в 1979 году уровень воды в реке поднялся выше девяти метров, а вал был рассчитан всего на шесть. После наводнения подход к строительству изменили: новую дамбу сделали выше, а здания окружили сетью водосборных канав.

Спустя годы концепцию водного менеджмента подхватила компания «Брусника», которая разработала инновационный для России проект по управлению водными ресурсами, дабы сохранить естественное биоразнообразие района. Меры советских инженеров оказались действенными, поэтому специалисты «Брусники» взяли их за основу. Перед архитекторами стояла непростая задача: разработать решение, которое позволит эффективно утилизировать воду, сохранив экосистему деревообрабатывающего комбината. Для начала участок застройки подняли еще на три метра и сравняли его по высоте с дамбой. Архитекторы решили использовать принцип голландского польдера — осушенного участка земли, который защищен от затопления валом.

Брусника

Главным элементом проекта стали вади —  каналы для сбора дождевой и талой воды. Эта технология также позаимствована у голландских архитекторов. Вади, напоминающие неглубокие овраги, работают по принципу дождевого сада. На их склонах высажены многолетники, которые впитывают и испаряют воду, препятствуя затоплению территории. Вади служат природными фильтрами и очищают ливневый сток от вредных химических примесей.

Дождевые сады как дренажная суперсила

В мире дождевые сады создают уже около 40 лет, они считаются ключевым элементом устойчивой системы городского дренажа для сбора ливневых и талых вод. Дождевые сады популярны в США, Великобритании, Австралии, Украине, а также Норвегии, Швеции, Финляндии. В северных странах такие решения требуют корректировки под местные реалии. Дождевой сад представляет собой пониженную область в ландшафте, где собирается вода с крыши, дороги или улицы, и впитывается в землю. С высадкой цветущих многолетних растений дождевые сады могут стать экономически эффективным и эстетичным решением, которое уменьшает поверхностные стоки в жилых кварталах.

Проект Pacific Avenue Streetscapes, расположенный в самом центре города Такома, США
Парк Hunter’s Point South в Нью-Йорке, США

Пермские исследователи предложили решение, которое поможет поддерживать эффективность дождевых садов и в холодный период, то есть адаптировали их под российские реалии. Для этого они добавили в фильтрующую загрузку торф и цеолит — природные материалы, которые обладают поглотительными и ионообменными свойствами, а также могут задерживать и накапливать загрязнения в периоды низких температур.

В нашей стране ливневые и талые воды отводят с помощью протяженных сетей канализации, а затем очищают механическими и физико-химическими способами. Строительство и обслуживание таких сооружений требует значительных затрат. Сейчас дождевые сады, биоплато, биопруды, биофильтрационные каналы и склоны применяют во многих развитых странах. Эти практики сочетают в себе высокую эффективность, экологичность, оптимальную стоимость и эстетичный внешний вид.

Игорь Щукин
доцент кафедры теплогазоснабжения, вентиляции и водоснабжения, водоотведения Пермского политеха

Питьевые фонтаны, мульды, элитные бассейны и водные каскады

В еще одном районе Тюмени — «Европейском» — «Брусника» вместе с городскими властями и Российским экологическим обществом занимается ревитализацией озера и благоустройством его территории. По проекту планируется очистить водоем от мусора, создать зеленый буфер и эко-парк с выходами к воде. На протяжении ближайших пяти лет околоводные растения на береговой линии будут очищать ливневой сток, а плавающие биоплато станут источником кислорода и питания для озерной фауны.

Озеро в Зареке, на берегу которого располагается квартал

Кроме того, «Брусника» начала проектировать для дворов своих проектов питьевые фонтаны, в планах создавать мульды — озелененные пруды или траншеи, которые органично вписаны в ландшафт.

Водные объекты — это неотъемлемая часть благоустройства современного ландшафта и еще один фактор, влияющий на формирование психологического комфорта. В условиях достаточно агрессивной урбанистической среды они становятся особенно востребованными среди жителей, потому что до какой-то степени закрывают потребность людей в контакте с природой.

Алексей Хриченков
руководитель группы ландшафтного дизайна «Брусники»

Более привычная и популярная вариация водных объектов — бассейны внутри дома. Один из последних наиболее ярких проектов — премиальный апарт-отель «Дом с бассейном – Сретенка 13/26» в Мещанском районе Москвы. В здании, помимо бассейна длиной в 24 метра, предусмотрен SPA-комплекс.

«Дом с бассейном – Сретенка 13/26» компании «Главстрой»

Не менее распространены сухие фонтаны. В жилом комплексе «Level Мичуринский», расположенном в московском районе Очаково-Матвеевское, должна появится зона отдыха с сухим фонтаном, который зимой может трансформироваться в каток. Пространство будет доступно не только для жителей комплекса, но и для других горожан. Проект от компании Level Group также предполагает слияние досуговых площадок с набережной реки Очаковки.

В Новосибирске компания «Брусника. Сибакадемстрой» реализовала проект «На Декабристов» с двухуровневым двором. На территории построен водный каскад из сухого фонтана, струйного водопада и ручья с островками. Вода из ручья падает на первый уровень двора к фонтану, а чаша пешеходного сухого фонтана находится ниже поверхности земли и прикрыта гранитной плиткой. К поверхности выходят девять форсунок, которые синхронно запускают струи воды на 1,5 метра вверх. Частотный преобразователь меняет высоту запуска, поэтому фонтан выглядит живым. Возле каждой форсунки в плитку вмонтирован светодиодный RGB-светильник для подсветки в вечернее время.

Квартал «На Декабристов» компании «Брусника»

В екатеринбургском Парке Маяковского планируют построить аналог «Новой Голландии» Санкт-Петербурга. На месте заболоченной территории застройщик Acons Group собирается сделать насыпной остров, очистить реку Исеть, возродить парковый пруд и благоустроить набережную. Зимой на воссозданном пруду можно будет заливать каток. По оценке компании, затраты на проект составят около 1,5 миллиарда рублей.

Проект «Малая Голландия» в Екатеринбурге

Самое важное, что даст обустроенный берег Екатеринбургу, — длину и ширину. Непрерывный пешеходный маршрут составит 1300 метров. Много ли в городе есть мест, где вдоль воды беспрепятственно неспешным шагом можно идти 15–20 минут?

Александр Свердлов
сооснователь архбюро Svesmi

Сколько стоят водные объекты. Оправданы ли затраты

Стоимость водных объектов зависит от их масштабности и меняется от проекта к проекту.  Спрогнозировать ее со стопроцентной точностью позволяют только каталожные решения. При этом, к примеру, «Брусника» старается их избегать, чтобы делать каждый двор не похожим на другой.

Международный концерн ЮИТ не использует в своих проектах сооружения для водного досуга, так как за ними нужно ухаживать, чистить, содержание обходится довольно дорого. К тому же необходимо обеспечивать безопасность, исключить потенциальные риски для жителей, в первую очередь детей. Это ответственность не только родителей, но и застройщика.

Искусственные водоемы рационально применять в случае, если есть высокий уровень грунтовых вод. Тогда создают водоем с понижением уровня отметки земли, в остальной части повышают уровень земли, таким образом воду на участке собирают в одном месте, водоеме, и осушают остальную территорию. Еще есть технология, которая применяется в крупных проектах комплексной застройки: систему ливневых вод сводят в одно место, очищают и сбрасывают в искусственный водоем. Мы рассматривали такое решение в проекте «Балтым-Парк» в Верхней Пышме, но пока его не реализовали. Для такого водоема нужен подходящий рельеф — с уклоном в одну часть участка.

Владимир Сучков
главный архитектор проектов ЮИТ

Компания «Брусника» же уверена, что всегда можно найти экономичные варианты, которые позволяют с помощью минимальных вложений создать эстетичную среду. Среди них можно выделить дождевые сады или вади. Благодаря растениям, которые не надо поливать и удобрять, водные системы становятся полностью автономными и практически не требуют ухода.

Текст: Михаил Вербицкий